Ребенок до рождения

Ребенок до рождения
    Обсуждаем вопросы:
  • Учимся расслабляться
  • Тазовое предлежание
  • Роды начинаются?
  • Развитие плода во время беременности
  • Прием алкоголя и других вредных веществ в первые недели беременности
Психологи, физиологи, медики полагают, что психическая жизнь младенца начинается задолго до рождения. До недавнего времени не было реальной возможности изучать поведение нормально развивающегося плода за исключением каких-то очень необычных ситуаций. Поэтому о поведении плода до момента рождения было мало что известно. Внедрение современного ультразвукового сканирования в 1970-е годы позволило ученым наблюдать за движениями плода в матке и открыть много удивительных фактов, касающихся его активности и развития. Напомним, что при использовании этой техники высокочастотный звук (выше диапазона слышания) передается в брюшную полость беременной женщины. Эхосигналы регистрируются и конвертируются в визуальное изображение, которое воспроизводит картину движения плода на экране компьютера. Квалифицированный специалист может интерпретировать такое изображение, получая информацию о поведении плода.

Что нового стало известно в результате подобных исследований?

Прежде всего, оказалось, что плод находится почти в непрерывном движении. Самым первым различимым движением эмбриона является сердцебиение. Оно появляется, когда его возраст достигает всего лишь 3 недели, а длина равна 6 мм. Такое “поведение” сердечной мышцы предшествует зарождению нервной системы. Сердцебиение – это подлинный биохимический феномен, природа которого остается до сих пор неизвестной. Вскоре устанавливается правильный ритм. А через 5 недель ритм сердца господствует в организме эмбриона.

Только после того, как установился сердечный ритм, начинается формирование нервной системы. В 1930-е годы Д. Хукер наблюдал за плодом длиной 2,5 см в возрасте 8 недель. Он показал, что легкое прикосновение в области рта приводит к его раскрытию. Позднее прикосновение может вызвать также движение конечностей и туловища.

Эти ранние исследования исходили из предположения, что ответы плода являются результатом рефлекторной реакции на внешние раздражители. В то время было практически не известно о собственных спонтанных, самопроизвольных движениях плода. Хотя женщины приблизительно на 16 неделе беременности часто начинают чувствовать движения плода, они могут судить лишь о наиболее грубых движениях. В действительности, благодаря новейшей измерительной технике, у плода в возрасте 16 недель можно наблюдать до 20000 движений в день.

Новые данные о движении плода Едва различимые движения регистрируются уже между 7-й и 8,5 неделями жизни, когда эмбрион достигает всего 2 см. На восьмой недели у плода отмечается вздрагивание. Оно продолжается около 1 сек., начинается с головы и распространяется на шею и туловище. В этот же период появляются общие довольно изящные движения, вызывающие изменение положения тела. На 9-й неделе можно наблюдать икоту – толчкообразное сокращение и резкое смещение диафрагмы, которое продолжается около 1 сек. и быстро повторяется несколько раз подряд. В этот же период отмечаются изолированные движения рук или ног, наклоны и вращения головой. А вот в возрасте 10 недель можно увидеть, как рука медленно трогает лицо, и пальчики часто сгибаются и разгибаются. Кроме того, плод может быстро менять положение с помощью “шагательных” движений или “кувыркания”, отмечается потягивание и зевание. Движения пальцев регистрируются чуть позднее – в 12 недель жизни. Уже в возрасте 15 недель плод способен совершать хватательные движения, морщиться, двигать глазами и гримасничать. А в возрасте 24 недель у некоторых детей наблюдается сосание большого пальца.

Такое большое количество разнообразных движений необходимо плоду, прежде всего для упражнения развивающейся двигательной системы. Важно также, что они могут обеспечивать обратную связь. Значение обратной связи наглядно видно у новорожденных, страдающих алкогольным синдромом. Дети матерей-алкоголиков часто появляются на свет с врожденными уродствами суставов. Это происходит потому, что алкоголь, проникающий через плацентарный барьер, оказывает анестезирующее влияние на плод. В свою очередь это препятствует развитию нормальных движений, благодаря которым развивающиеся суставы приобретают свою правильную форму.

Другая важная функция активности ребенка до рождения состоит в “доставке” информации для развивающихся органов чувств. Рецепторы кожи, вкусовые, обонятельные рецепторы, вестибулярная и слуховая системы созревают примерно к 24-неделе. Зрительная система функционирует с 26 недели. Наконец, непрерывные вращательные и “ползающие” движения зародыша могут предотвратить прилипание к стенке матки.

Развитие чувствительности Еще задолго до рождения происходит формирование практически всех видов чувствительности. Примерно в 8,5 недель возникает первый признак чувствительности – тактильная, или кожная чувствительность (чувствительность к прикосновению). Почти вся кожа плода готова к приему тактильной информации уже на 14 неделе.

Чувствительность, возникающая в мышцах, сухожилиях, суставах тоже развивается чрезвычайно рано. Установлено, что специальные “датчики”, сигнализирующие о состоянии мышц, начинают функционировать на третьем месяце жизни.

На 10 неделе закладываются вкусовые точки языка, а ребенок, родившийся преждевременно, на 6-7 месяце беременности, в состоянии различать соленое, горькое, кислое и сладкое. Новорожденные, как и многие взрослые, демонстрируют отвращение к кислому, – морщатся и выражают “возмущение”. Они могут также определить, что жидкость сладкая, и выразить удовольствие. Новорожденные демонстрируют такие же экспрессии отвращения и удовольствия, когда они ощущают запахи неприятные (тухлого яйца) или приятные (молока, меда, шоколада). Дети реагируют таким образом уже в первые часы своей жизни. Еще до кормления, и, следовательно, еще до получения какого-либо реального представления о пище. Новорожденные распознают запах грудного материнского молока начиная с 6-дневного возраста.

Слуховая система начинает “работать” еще до момента рождения. Анатомически внутреннее ухо заканчивает свой рост примерно в 20 недель, а среднее ухо со всем набором косточек и мембран функционирует начиная с 37-й недели от момента зачатия, хотя его форма и размер продолжают изменяться и во взрослом возрасте. Форма наружного уха 20-ти недельного плода повторяет форму уха взрослого человека. А размеры ушной раковины продолжают увеличиваться до достижения ребенком 9-летнего возраста.

Дети внимательны к звукам еще до рождения. Поскольку плод находится в жидкости, способной предавать звуковые колебания в значительно большей степени, чем воздушная среда, еще до рождения ребенок слышит не только звуки, идущие извне, но также тоны сердца матери и ее голос. Плод способен слышать громкие внешние звуки, которые передаются через брюшную стенку матери, несмотря на высокий уровень фонового шума. Давно было замечено, что ребенок вздрагивает от раздавшегося рядом с матерью очень громкого звука, однако практически не реагирует на звуки средней громкости. Дело в том, что вокруг плода издается множество разнообразных звуков. Это звуки, которыми сопровождается принятие пищи матерью и ее дыхание. Это пульсирующий ритм крови, циркулирующей по системе кровообращения. Громкая речь извне, хотя и приглушенно, тоже слышна плоду. Полагают даже, что уровень шума в матке сопоставим с уровнем шума на небольшой фабрике.

Интересные факты были получены и о развитии зрительной системы. Несмотря на то, что плод не может ничего видеть из-за недостатка света внутри полости матки, начиная с 18 недели жизни, у него наблюдаются ярко выраженные “прослеживающие” движения глаз. На 27-й недели жизни плод иногда поворачивает голову в направлении света, направленного на живот матери. При этом сканирование мозга обычно подтверждает, что плод реагировал на свет. В возрасте 30 недель у плода во сне можно увидеть быстрые движения глаз. Эта та фаза сна, которая у взрослых сопровождается сновидениями, а у будущего ребенка связана по-видимому с биохимической активностью мозга. Начиная с 32 недели до рождения ребенок проводит в подобном состоянии около 70-80% времени. Во многом факты, касающиеся развития зрения плода еще являются загадкой для ученых.

Знаменательным событием в период с 4-го по 6-й месяц беременности является развитие мозга. Головной мозг увеличивается в 6 раз. В начале волновая активность мозга практически отсутствует, ранее 24 недели наблюдаются лишь эпизодические вспышки электрической активности, свидетельствующие о том, что мозг плода начинает функционировать. Развитие мозга делает возможным регулирование важнейших функций организма – дыхания и соотношение сна и бодрствования. В последующие три месяца беременности (с 7-го по 9-й) происходит созревание многообразных структур головного мозга. Все это способствует развитию восприимчивости плода и разнообразию форм его поведения. Примерно в середине 8-го месяца беременности у плода уже открываются глаза и он может видеть свои руки и окружающее пространство, несмотря на то, что внутри матки темно. Некоторые ученые полагают, что с 32-й недели плод начинает осознавать происходящее, так как многие нейронные системы головного мозга к тому времени сформировались. С переходом на 9-й месяц у плода устанавливаются суточные ритмы сна и бодрствования и завершается развитие слуха.

Таким образом, задолго до рождения ребенка его органы чувств способны получать информацию об окружающей среде. Более того, эта способность реализуется в конкретных условиях жизни плода. Ведь в той естественной среде, которая окружает ребенка до рождения, есть специфические стимулы практически для всех видов чувствительности, которыми обладает человек. Еще до рождения ребенок ощущает прикосновения к различным участкам своего тела, изменения положения при движениях матери. Он воспринимает изменения температуры, испытывает вкусовые и обонятельные воздействия, слышит звуки, даже, как выяснилось “рассматривает” окружающее. Ученые пришли к выводу, что развитие до рождения не сводится просто к формированию отдельных органов чувств, но включает настраивание их на встречу с внешним миром и даже ориентирует на те виды информации, которые окажутся значимыми после рождения.

Вместе с чувствительностью развивается мышечный аппарат и некоторые нервные механизмы, обеспечивающие работу безусловных рефлексов, необходимых ребенку для выживания. Многие их этих механизмов вы можете наблюдать у новорожденных. Малыш закрывает глаза в ответ на яркий свет или хлопок руками возле его головы. При прикосновении к уголку рта с какой-либо стороны ребенок поворачивает туда головку, а при вкладывании пустышки в рот начинает сосать ее. Все это врожденные приспособительные реакции, жизненно необходимые малышу.

Возникает вопрос: существует ли связь между двигательными схемами, формирующимися до рождения и двигательными умениями новорожденного. Действительно некоторые структуры движений, например зевание, икота, потягивание наблюдаются у плода и новорожденного и сохраняются на протяжении всей жизни. Особый интерес вызывает способность к шаганию. Уже у 10 недельного плода при ультразвуковом сканировании можно обнаружить чередующиеся движения ног. Известно, что у новорожденного младенца есть так называемый “шагательный рефлекс”. Если поддерживать младенца в вертикальном положении так, чтобы тыльная часть стопы соприкасалась с какой-либо поверхностью, то можно наблюдать циклические движения, похожие на шаги взрослого человека. Однако пройдет много времени прежде чем ребенок начнет ходить. Было предложено множество объяснений феномена исчезновения шагательного рефлекса. Одно из предположений состоит в том, что младенцы после рождения очень быстро прибавляют в весе, особенно много жировых отложений отмечается в области бедер, и ножки становятся слишком тяжелыми для того, чтобы поднять малыша. Этот жировой слой принимает на себя функцию теплоизолятора, так как способность младенца поддерживать постоянную температуру собственного тела развивается еще слишком слабо. Проверка показала, что на самом деле рефлекторные шагательные движения можно наблюдать в том случае, когда ножки малыша находятся в вертикальном положении в воде и он меньше ощущает их вес.

Важно отметить, что обладая универсальным приспособительным минимумом поведения, младенец вскоре начинает приспосабливаться именно к той конкретной ситуации и среде, в которой он живет. Безусловные рефлексы уступают место более глубоким связям условнорефлекторного характера, малыш начинает учиться жить в окружающем мире.

Тема: , , , , Материалы по теме
Полезно для мамуси